Статья 25413

Название статьи

РАЗВИТИЕ КАК НАКОПЛЕНИЕ СТРУКТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ И КАК ДИНАМИКА СТРУКТУРНОСТИ (МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, АДАПТАЦИЯ К ГУМАНИТАРНЫМ НАУКАМ)

Авторы

Краснова Оксана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии профессионального обучения, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), oksana_krasnova@mail.ru

Индекс УДК

001.5

Аннотация

Актуальность и цели. Педагогическая и психологическая науки в силу особенностей их предметов перманентно находятся в поиске решения проблемы метода. Попытки методологически и логически корректной адапта-ции методов других наук в свете данной проблемы представляют интерес
и большие надежды. Продуктивность попыток переноса общих знаний о закономерностях и механизмах процессов и явлений обоснована ранее рядом исследователей, начиная с С. Холла (теория рекапитуляции – перенос из биологии) и Л. С. Выготского (знак как орудие – перенос из теории К. Маркса). Подобные процедуры дают продуктивные идеи и инструменты исследования.
Материалы и методы. Статья характеризует две конкретные методологические позиции – структурно-функциональную и структурно-динамическую – и показывает возможность их адаптации к проблемному полю гуманитарных дисциплин, в частности, автор статьи применил их в исследовании механизма функционирования и развития систем педагогических взаимодействий.
Результаты. Обсуждаемые положения успешно применены и позволили получить теоретически и практически значимые результаты в исследовании про-цессов развития в педагогике и психологии. В опыте автора первый из охарактеризованных подходов в начале исследования указал путь к другим универсальным междисциплинарным методологиям, а также сыграл (в числе других) роль в выявлении существенных факторов (факторов структуры и функционального) в исследуемых процессах; второй подход – структурно-динамический – обеспечил гносеологически адекватное вычленение уровней рассмотрения динамических процессов для моделирования и модельного исследования. Оба подхода позволили обосновать достоверность построенных моделей и теории. Основными результатами, полученными автором с применением обсуждаемых методов, стали: структурно-динамический механизм, лежащий в основе закономерностей функционирования и развития систем педагогических взаимодействий, и структурно-динамическая модель процесса развития личности в онтогенезе.
Выводы. Исследование, проведенное автором статьи, убедительно продемонстрировало продуктивность применения обсуждаемых в статье методологий в психолого-педагогических исследованиях.

Ключевые слова

развитие, структура, структурная информация, структурность, динамика структурности, эволюция.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Основы и примеры приложений теории развития систем педагогических взаимо-действий / О. А. Володина, А. В. Краснов, О. В. Краснова // Современные образо-вательные технологии: психология и педагогика : моногр. / под общ. ред. Е. В. Коротаевой, С. С. Чернова. – Кн. 2. – Новосибирск : ЦРНС ; СИБПРИНТ, 2008. – С. 12–73.
2. Краснова, О. В. Структурная динамика системы развития личности в онтоге-незе / О. В. Краснова // European Social Science Journal. – 2012. – № 5. – С. 199–205.
3. Краснова, О. В. Моделирование механизма развития личности в онтогенезе с опорой на знания о развитии целостных систем / О. В. Краснова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 1260–1268.
4. Гиг, Дж. ван. Прикладная общая теория систем : в 2 кн. / Дж. ван Гиг ; пер. с англ. под ред. Б. Г. Сушкова, В. С. Тюхтина. – М. : Мир, 1981.
5. Андриевский, Б. Л. Открытые социальные системы: принципы устойчивого развития и закономерности разрушения / Б. Л. Андриевский. – URL: http://www.
rusnauka.narod.ru/phisic/chaos/2/index.html#cont1.
6. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб. : Норинт, 2000. – 1536 с.
7. Надель-Червинская, М. А. Большой толковый словарь иностранных слов : в 3 т. / М. А. Надель-Червинская, П. П. Червинский. – Ростов н/Д : Феникс, 1995. – Т. 2. – 544 с.
8. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинов, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёва и др. – 2-е изд. – М. : Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.
9. Энциклопедический социологический словарь / общ. ред. акад. РАН Г. В. Осипо-ва. – М. : ИСПИ РАН, 1995. – 940 с.
10. Мищенко, С. Н. Диалектика структурного и функционального подходов
в исследовании систем управления : дис. … канд. филос. наук / Мищенко С. Н. – М., 1999. – 171 с.
11. Седов, Е. А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем /
Е. А. Седов // Общественные науки и современность. – 1993. – № 5. – С. 92–100.
12. Лихолетов, В. В. Свернутая модель законов развития систем / В. В. Лихоле-тов // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 35–40.
13. Михайловский, В. Н. Научная картина мира: архитектоника, модели, ин-форматизация / В. Н. Михайловский, Ю. И. Светов. – СПб. : Петрополис, 1993.
14. Михайловский, В. Н. Диалектика современной научной картины мира /
В. Н. Михайловский, Г. Н. Хон. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1989. – 125 с.
15. Быстров, А. Динамика структурности – опыт классификации / А. Быстров // Наука и техника. – 2000. – 3 декабря. – URL: http://www.n.-t.org/tp/ns/.
16. Назаретян, А. П. Векторы исторической эволюции / А. П. Назаретян // Обще-ственные науки и современность. – 1999. – № 2. – С. 112–126.
17. Назаретян, А. П. Законы природы и инерция мышления / А. П. Назаретян // Общественные науки и современность. – 1998. – № 4. – С. 152–161.

 

Дата создания: 31.05.2014 10:18
Дата обновления: 31.05.2014 11:17